Путешествия

Реклама: свобода или несвобода выбора?

«Летайте самолётами Аэрофлота», «Храните наличные в сберегательной кассе»… Советская реклама была ненавязчива и выбором маловыгодный баловала. Если деньги ещё можно было не давать пропасть в носках, в облигациях внутреннего займа или в мешках по-под глазами, то летать, кроме как самолётами Аэрофлота, уже точно было не на чем. С приходом в Россию капитализма бери нас, помимо всевозможных свобод, селевым потоком обрушилась промоушн.

Как известно, реклама — пружина торговли. И её цель, на первый взгляд, — вверить свободу выбора покупателю. Рекламируется любой товар: автомобили, турпоездки, рацион, мода, стиль жизни и сексуальные услуги. То лакомиться всё, так или иначе доставляющее удовольствие. А вдобавок главный товар: свобода всё это купить большими партиями и в розницу. Как писал Мартин Ларни: «Шумиха обладает чудодейственным свойством — она заставляет требуется в том, о чем раньше вы даже не слышали». Почему основная задача рекламы — не невзыскательно навязать товар, но превратить нас в толпу завистливых и бездумных потребителей, непрерывно ищущих новые предметы потребления. Поездка стал чем-то вроде религии, культом товарно-денежных отношений. А любая верования предполагает наличие проповедников, обрядов и жертвоприношений.

Проповедники религии шопинга с через рекламы играют на человеческих инстинктах, выстраивая потребительские цепочки: «Съешь чисто это! Еда — наслаждение вкусом! Потолстел? Ай-я-яй, период в модный фитнес-клуб, а пока приобрети что-нибудь получай размер больше. Далеко до клуба? Купи машину. Приставки не- откладывай, купи прямо сейчас!».

PR-миссионеры формируют и корректируют общественное представление, расставляя на нашем пути вешки и указатели. Около этом они скорее даже не предлагают рестант, а декларируют: «Вы этого достойны!», «Сие — ваш выбор!», слагая с себя совесть.

Обряды охмурения, несмотря на кажущееся разнообразие, замечательно похожи. Что бы ни предлагалось: бритвочка «Жиллетт», краска для волос, брага, мобильный телефон или отдых на Кипре — бесспорно демонстрируются мускулистый парень или стройная красавица, зазывно-обольстительно бросающие с экрана многообещающий взгляд: мол, пользуйся тем а товаром, и будешь таким же, как я! Стереотипно, но расчёт на одинаковых людей с типовыми желаниями и простыми алгоритмическими потребностями вдоволь эффективен.

И вот клиент уже готов к принудительно-добровольным жертвоприношениям. Вместе с тем так хочется, не откладывая, получить всё на этом месте и сейчас — и покупатель готов выложить и так, что у него в портмоне, и то, что он заработает (может являться) в будущем. Подсказанные всё той же рекламой, оформляются фонд под грабительские проценты; результат — следовать приобретённый товар платится полуторная, двойная, а порой и тройная многознаменательность. Хотя, «если хочется делать то, к чему принуждают, в таком случае появляется ощущение свободы» (М. Ромм, «Мои труд сизифов»).

Есть такая игрушка: в бревне сидят два медведя, и если двигать назад-вперёд рычажок снизу, они поочередно тюкают топориками точно по бревну. Завораживающая видимость процесса. Деревянные медведи неважный (=маловажный) понимают, что никогда им не перерубить бревна своими деревянными топорами.

Пиар и есть тот самый рычажок, заставляющий покупателей шевелиться и не скупиться, шевелиться и раскошеливаться, шевелиться и раскошеливаться. И чем сильнее тургор рекламы, тем меньше остаётся свободы выбора. Наподобие сказал когда-то Иоганн Гёте, «самое большое подвластность — не обладая свободой, считать себя свободным».

Таково что между нынешней рекламой и призывом летать самолётами Аэрофлота различие невелика. Хотя и летим мы в совершенно другую сторону.

Хвала: свобода или несвобода выбора? — Мир окрест нас на KeyNews.ru

Города большие и малые, их достопримечательности: ото популярных до малоизвестных, порой и по сей нона остающихся в тени. Природа и ее многообразие, а также всевозможные надежда отдыха, с ней связанные: пикник, рыбалка, дайвинг, звероловство и другие. Увлекательная информация о странах мира, о том, по какой причине нужно знать, отправляясь в путешествие, как бывалому туристу, этак и новичку. Интересные обзоры о событиях в России, включая исторические, обрядовые и политические. Праздники, новелла их возникновения, сложившиеся веками традиции, а также варианты празднования: через корпоративных до домашних.

Поделитесь ссылкой и ваши братва узнают, что вы знаете ответы на безвыездно вопросы. Спасибо ツ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close