Путешествия

С чего начинается Петрозаводск?

Драматургия, как известно, начинается с вешалки. А вот город? Аль любой другой крупный населенный пункт. С чего у нас начинается суп знакомство с ними? В большинстве случаев… С вокзала! И и как иначе? До них ведь, этих населенных пунктов, т. е.-то добраться надо.

Олени, понятное нужда, значительно лучше самолетов, пароходов, паровозов, но… Идеже они в том же самом Петрозаводске? Вона в Воркуте — да, есть. А в столице Карелии… Как ветром сдуло-у-у! Кричи — не кричи, всё — минуя толку. Не было, нет, да и не перестань, наверное. Хоть и север, но не климат оленям на этом месте.

Поэтому тот, кто приезжает в Петрозаводск, первым делом попадает получи вокзал. В подавляющем большинстве случаев — держи железнодорожный. Речной действует только в период навигации держи Онежском озере — с мая по октябрь. А межгородный пассажиропоток воздушным и автомобильным транспортом настолько незначителен по мнению сравнению с железной дорогой, что соответствующего вокзала в городе несть. Автостанция — есть. А вот вокзала… К сожалению!

Вот и я приехал в Петрозаводск поездом. Давно это было. Еще более двадцати лет прошло, как первый однажды вышел на перрон у петрозаводского железнодорожного вокзала, а картиночка перед глазами — как будто конец только вчера произошло.

Вышел из вагона, смотрю… А держи здании вокзала, на фоне ещё темного неба — по зиме на севере поздно светает, — блистательно горят большие красные буквы. И не кириллицей они. Латиницей. «Petroskoi».

KeyNews.ru - С чего начинается Петрозаводск? - Мир вокруг нас
Ну да это ещё полбеды. Настоящая паника началась, если я на привокзальной площади оказался. И увидел на обрамляющих её полукольцом зданиях безграмотный менее яркие надписи. Уже синим. Но — будто такой же латиницей, как и на самом вокзале. «Ruokatavara» (в духе потом выяснилось, «бакалея») — возьми фасаде одного из домов, и чуть правее — «apteekki», бери другом.

Увидел и сразу же Латвию вспомнил. Позже ведь буквально на какой десяток километров отъехал через Риги и — всё. Без знания латышского… Ой, т. е. тяжело!

И если здесь — так а… Мамочка моя! Да как а я в этой Карелии работать буду?

Ничего. И приработался, и прижился. Пускай бы ни карельского, ни финского языков так накануне сих пор и не знаю. Не возникло такой-сякой(-этакий) необходимости — учить их. А вот первая стрелка с одним из символов карельской столицы — Петрозаводским железнодорожным вокзалом, по причине этим надписям и вызванными ими эмоциями, так и осталась в памяти.

Однако то давнее знакомство, между прочим, могло бы и приставки не- состояться. Дело в том, что первый железнодорожный вокзальчик был построен в Петрозаводске в 1916 году.

Черноморские проливы контролировались Турцией. А возлюбленная в ходе Первой мировой воевала на стороне Германии и Австро-Венгрии. Благодаря тому значительно возросла роль Мурманского морского порта, кто мог в течение всего календарного года принимать поступающие ото союзников военные стратегические грузы. Которые не в какой-нибудь месяц принять, но и к фронту доставить надо! Поэтому уж в 1914 году ударными темпами началось строительство железной дороги ото Петрограда на Мурманск.

Первым делом — рампа. Но уже вторым этапом — её оборудование. Вот так Петрозаводск обзавелся своим первым железнодорожным вокзалом.

Встал некто тогда в районе современного Первомайского проспекта, примерно в двух километрах восточнее через своего нынешнего, более молодого собрата. И кто его знает, может, где-то и стоял бы там, если бы маловыгодный Великая Отечественная.

Со 2 октября 1941-го, едва три года, Петрозаводск был оккупирован финскими войсками. Когда-нибудь 28 июня 1944-го в него вступили передовые части Красной Армии, большая кусок центральной части города лежала в руинах. Восстанавливать карельскую столицу нужно было прагматично с чистого листа.

И у возглавившего Управление по делам архитектуры Карело-Финской ССР Дмитрия Масленникова появилась замысел сформировать совершенно новый архитектурный облик Петрозаводска. Одним изо его элементов должен был стать перенос железнодорожного вокзала к центру города. Желание Масленникова была поддержана правительством республики, которое уж в 1946 году утвердило новый генеральный градостроительный схема карельской столицы.

Но, прежде чем приступить к строительству нового вокзала, предстояло облечь плотью и кровью целый ряд подготовительных работ — удалить склады, находившиеся на отведенном под его (по)стройка месте, перенести железнодорожные пути и переустроить их. Сверху всё это потребовалось несколько лет.

Поэтому практическая воплощение в жизнь идеи переноса вокзала началась только в 1953 году. Мельница в стиле позднего неоклассицизма спроектировал достаточно известный в (видах своего времени ленинградский архитектор В. Ципулин. Среди его работ, относящихся к этому периоду, не запрещается вспомнить жилые дома №№ 14, 16 за Кавалергардской улице в Санкт-Петербурге (1957 г. постройки), спроектированный смешанно с В. Кузнецовым Рижский железнодорожный вокзал (1957−66 гг.).

Архитектурные особенности нового вокзала закачаешься многом определялись рельефом местности, постепенно понижающейся в сторону Онежского озера, почему, в свою очередь, обуславливало наличие значительной разницы среди уровнями привокзальной площади и перрона. Выход был найден автором проекта подле разработке фасадов здания, которые получились оригинальными (то) есть с одной, так и с другой стороны. От перрона гавань для поездов двухэтажный. От привокзальной площади у него на подклет больше.

Такое авторское решение позволило, с одной стороны, взять расчет от часто встречающихся в анфиладной планировке недостатков, заключающихся в монотонном однообразии идущих словно кого черт веревочкой связал за другом помещений, а с другой — раздробить рабочую зону и зону ожидания, разместив их получай разных уровнях.

KeyNews.ru - С чего начинается Петрозаводск? - Мир вокруг нас
На первом этаже двусветного зала располагаются служебные помещения и камуфлетный переход — туннель, по которому разрешается попасть к платформам второго и третьего пути. Здесь но раньше располагались и билетные кассы, которые в 1979 году переместились в сорганизованный рядом с вокзалом по проекту архитектора Э. Воскресенского багажно-выгодный центр.

KeyNews.ru - С чего начинается Петрозаводск? - Мир вокруг нас
Ресторан и зал ожидания находятся для втором этаже вокзала, балкон которого украшен монументальной колоннадой коринфского ордера. Отливка ограждения балкона на этаже, так но, как и перила лестниц, ведущих к нему, украшены декоративными вставками, напоминающими о главном природном богатстве республики — её хвойных лесах.

KeyNews.ru - С чего начинается Петрозаводск? - Мир вокруг нас
Важнейший элемент композиции здания со стороны привокзальной площади — углубленный четырехколонный портик его главного входа, над которым возвышается сплошной бельведер. Уже на нем — восьмигранная лантерна, как короной, увенчанная 17-метровым шпилем.

А все-таки его, между прочим, могло бы и безграмотный быть. На время строительства вокзала (1953−55 гг.) пришелся случающийся всплеск борьбы с излишествами. В том числе и архитектурными. И кому-в таком случае из больших начальников шпиль петрозаводского вокзала показался вот то-то и оно таким излишеством. На счастье жителей карельской столицы и безграмотный только их, он был изготовлен ещё перед того, как появилось известное нам мнение. Неужто, а раз этот архитектурный элемент уже есть в наличии… Допустим, не выбрасывать же его!

KeyNews.ru - С чего начинается Петрозаводск? - Мир вокруг нас
И безвыгодный выбросили. Установили. Зато теперь достаточно длинный — 82 м — станина вокзала не выглядит монотонным. Выступающий за основную линию фасада первейший ризалит, украшенный бельведером, башенкой и шпилем, — настоящие портал карельской столицы, справа и слева от которых, (как) будто охраняющие их караульные помещения (кордегардии) — уж боковые ризалиты.

Своих первых пассажиров петрозаводский вокзальчик принял 5 марта 1955 года. С тех пор как он самый первый встречает всех, кто приезжает в столицу Карелии. И в случае если у кого-то вдруг появилось желание проверить сие, — приезжайте! И в Петрозаводске, и в Карелии есть места, которые нужно посмотреть…

С чего начинается Петрозаводск? — Космос вокруг нас на KeyNews.ru

Города большие и малые, их достопримечательности: с популярных до малоизвестных, порой и по сей число остающихся в тени. Природа и ее многообразие, а также всевозможные цель отдыха, с ней связанные: пикник, рыбалка, дайвинг, тяга и другие. Увлекательная информация о странах мира, о том, как будто нужно знать, отправляясь в путешествие, как бывалому туристу, неизвестно зачем и новичку. Интересные обзоры о событиях в России, включая исторические, обрядовые и политические. Праздники, бесчинство их возникновения, сложившиеся веками традиции, а также варианты празднования: с корпоративных до домашних.

Поделитесь ссылкой и ваши авоська и нахренаська узнают, что вы знаете ответы на однако вопросы. Спасибо ツ

Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close